
Перейдём к рассмотрению темы покаяния в творчестве святителя Игнатия. Покаяние - первоочередное условие шествования человека по христианскому пути.
Эта тема детально рассматривается в произведении святителя «Аскетические опыты».
Святитель Игнатий, размышляя о покаянии, отталкивается от слов Евангелия, которые обращены ко всем христианам и сказаны самим Спасителем: «Покайтеся и веруйте во Евангелие! покайтеся: приближися бо Царство Небесное» (см. Мф.4:17; Мк.1:15). Как мы знаем, в покаянии Иисус Христос обещает нам прощение грехов и призывает человека на путь спасения.
Каждый человек, который рано или поздно задумывается о будущей жизни, начинает осознавать бренность всего земного. Человек вдруг понимает, что жизнь скоротечна и с каждым днём приближает нас к смерти. Сколько бы человек не имел богатства или иных земных прелестей, все они в миг станут бесценными, когда мы «лицом к лицу» встретимся со смертью. Любое стяжание ненадежно, кроме одного - истинного Богопознания, примирения и соединения с Богом, даруемых Христом. Именно здесь можно наблюдать основной мотив религиозного призыва – страх смерти.
Объясняя суть покаяния, святитель говорит, что покаяние - это сознательное раскаяние в грехах и эти грехи после покаяние необходимо оставить и больше к ним никогда не возвращаться. Осознавая, что жизнь человека неправедная, плодом покаяния является изменение греховной жизни на жизнь евангельскую .
В момент Таинства крещения человек уже приносит своё покаяние и обещание жить по закону Божьему. Однако, по нашей немощи было установлено Таинство покаяния для тех, кто не сохранил обетов, которые дал при крещении. Иными словами, в момент крещения происходит наше рождение от воды и Духа, а при покаянии мы возвращаемся к нормальному душевному состоянию через слёзы и благодать Святого Духа.
Следует отметить, что святитель Игнатий Брянчанинов отмечает, что плач – это неизменное делание монаха. Точно так же об этом говорит и преподобный Исаак Сирин, подмечая, что мысленным занятием в келье каждого монаха должен быть плач и не стоит размышлять о том, каким деланием должен занять себя монах, находящийся один в своей келье. Такую же мысль мы встречаем и у Иоанна Лествичника. Он пишет, что тот, кто чувствует свою отдалённость от Бога, плач по Нём есть постоянное чувство этого человека.
Не только для монашествующих, но и для мирян покаяние должно быть непрестанным деланием, т.к. именно оно, согласно святителю Игнатию Брянчанинову, способно привести нас в состояние детей. Ведь, как говорил Сам Спаситель: «…истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» Мф 18:3. Необходимо уточнить, что тема покаяния очень часто рассматривается в сочинениях святителя Игнатия, которые были адресованы мирянам. Благодать Божия вновь может вселится только в то сердце, которое очистилось слезами покаяния. Если не будет покаяния, то все подвиги, которые когда-либо совершил человек, ничего не значат. Как писал святитель Игнатий, все подвиги, пусть даже самые высокие, будут бесплодными, если в них нет чувства покаяния.
Тот человек, который очищает свою душу слёзным покаянием, достигнет приближения к Богу и приуготовит себя к приятию Его. Слёзы есть, своего рода, свойство падшего человека, который терпит всяческие немощи на этой земле. Однако стоит отличать слёзы естественные от слёз покаянных. Слёзы естественные бывают у тех, кто готов проливать их из-за любых иных обстоятельств, они могут быть связаны и с унынием, которое само по себе является греховным, так же слёзы могут протекать из-за тщеславия, лицемерства и т.д., а слёзы покаяния связаны напрямую с осознанием своей духовной нищеты.
Неоднократно повторяя слова, что покаяние и плач особенно важны для каждого христианина, святитель говорит о том, что Покаяние «лики и полки иноков претворило в лики и полки Ангелов». Каждый человек, имея в себе любовь к Богу и ближнему, а так же осознавая необходимость в покаянии, способен удостоится наивысшей награды от Бога.
Святитель Игнатий так же отмечает одно условие для покаяния – вера в могущество Врача, который способен исцелить кающегося от всех грехов и привести ко спасению. Святитель называет покаяние «всемогущим», поскольку благодаря ему человек очищается от всего греховного и приближается к Богу. Не стоит так же унывать о том, что совершённый нами грех никогда не сможет быть прощён Богом. Святитель говорит, что такого рода помыслы являются от дьявола и специально отталкивают нас от Таинства покаяния. Творец, который создал нас из ничего, имеет возможность простить нам все прегрешения и соделать сердце Боголюбивое из сердца грехолюбивого. Настолько сильно возлюбил нас Господь, что Он готов простить нам самый тяжёлый грех.
Практика показывает, что зачастую встречаются те люди, которые недоумевают от того, почему даже те, кто старается жить по заповедям Божиим, пребывает как в радости, так и в печали. Однако в этом святитель Игнатий прослеживает промысел самого Создателя, поскольку постоянное пребывание в радости не даёт возможности глубже проникнуть в себя и осознать свою немощь. Иными словами, отсутствие самопознания будет являться прекращением в покаянии, т.к. человек возомнит, что благая жизнь не есть дар Божий, а принадлежит ему самому. Благодаря таким переходам от побед к поражению, человек с каждым днём всё более осознаёт свою немощь и постепенно возвышается к Богу. Таким тернистым путём Бог сам ведёт человека, стараясь воспитать в нём непрестанное сокрушение духа, чтобы всегда видеть свои грехи и делать шаги на исправление своей жизни путём покаяния. Святитель Игнатий Брянчанинов в одном из своих писем учил человека каяться такими словами: «Ложась на одр, кайтесь, и вставая, кайтесь».
Из учения святителя Игнатия Брянчанинова о покаянии мы выяснили, что тот человек, который хочет идти навстречу к Богу, достичь духовного совершенства и желающий ощутить в себе Христа, может достичь всего этого путём слёзного покаяния и претерпевание тех скорбей, которые будут посланы Богом для блага самого человека. Учение о покаянии в творениях святителя Игнатия опирается на тексты Священного Писания, а также на мудрые наставления святых отцов. Для современников святителя Игнатия Брянчанинова, а также для христиан нашего времени, труды святителя являются особенно авторитетными и рекомендуются к изучению.
Чтец Тихон Антух
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Полное жизнеописание святителя Игнатия Кавказского, составленное его ближайшими учениками, «Ищите всюду Духа, а не буквы» // г. Москва, Приход храма Святого Духа сошествия. М., 2008 г. – С. 46
2. Епископ Игнатий(Брянчанинов), Письма о подвижнической жизни// Крутицкое Патриаршее подворье, Москва,1996 г. – С. 78
3. Игнатий (Брянчанинов), святитель. Избранные письма. // Полное собрание творений святителя Игнатия (Брянчанинова). Том 3. М: Паломник, 2002. С. 5-66.