ПОЧИТАНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

ПОЧИТАНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Православная Церковь почитает Пресвятую Богородицу более, чем других угодников Божиих. 

Это связано с тем, что Дева Мария явила миру Самого Бога. Уникальность Богородицы состоит в том, что она является первым во всей истории человеком, который принял в себя Самого Творца мира. Безусловно, от творения мира до настоящего времени было множество святых и праведных людей и все они были причастниками Божества, но далеко не в той полноте, как Богородица. Богородица, приняв в себя нашего Спасителя, была удостоена высшей Божественной благодати.

Однако стоит отметить, что такое почитание базируется не только на том, что Богородица стала матерью Спасителя. Важным фактором для этого является и то, что она на протяжении долгого времени находилась рядом с Богом. Об этом пишет святитель Игнатий: «Приснодева превыше всех святых человеков как по той причине, что соделалась Матерью Богочеловека, так и по той причине, что она была самою постоянною, самою внимательною слышательницею и исполнительницею учения, возвещенного Богочеловеком. Первое из этих достоинств запечатлено вторым, а потому достоинство Божией Матери соделалось величайшим достоинством. Святое Евангелие свидетельствует о Богоматери: Мариам же соблюдаше вся глаголы сия, слагающи в сердцы своем (“А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем” – синод. пер.) (Лк 2:19)»

Нам так же необходимо разобраться, что означает термин "Богоматерь" и откуда он берёт свои истоки. Этот словесный образ был торжественно провозглашён в качестве догмата на 3 Вселенском Соборе в Эфесе в 431 году. Однако история приятия этого догмата была непростой и связана она с борьбой между Кириллом, епископом Александрийским и Несторием, патриархом Константинопольским. Несторий утверждал, что Слово Божие не нуждается в девяти месяцах, чтобы сформироваться в материнской утробе. Бог, по его словам, воспользовался Марией, как неким "инструментом" для воплощения Сына Божия и после акта воплощения "инструмент" был отложен в сторону и, следовательно, "инструмент" не может быть предметом поклонения. Однако, в итоге диспута Отцы Собораи приняли учение Кирилла Александрийского и с тех пор мы исповедуем Святую Деву Матерью Божией, благодаря которой Христос сошёл с Небес на землю.

         Православные христиане обращаются в Богородице, как к Матери, поскольку ещё при Своих крестных страданиях Иисус Христос, можно сказать, усыновил стоявшего у Креста апостола Иоанна Богослова Своей Матери и в лице ученика – всех членов Церкви. Приведём цитату из Евангелия, связанную с этим событием: «Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе (Ин 19:26-27)».

         Таким образом, мы с вами видим, что Пресвятая Богородица является нашей покровительницей и молитвенной заступницей перед Богом. Каждый из нас должен почитать Деву Марию и благодарить за её молитвы ко Господу Богу. В завершении так же хочется привести цитату Ефрема Сирина, который говорил о Богородице следующим образом: "В Марии разъясняются все тайны темных пророческих книг. Из Нее восходит солнце правды и при восходе своем освещает всю землю... В Марии осуществляются все символы, раскрываются все знамения, все пророчества находят в ней свое исполнение". Как мы уже знаем, эти символы переходят из Ветхого Завета в Новый и раскрывают себя во всей полноте, поскольку исполняются они во Христе. В наше время нет необходимости ещё более узнавать Богородицу в пророческих иносказаниях, поскольку Она уже явлена миру и нас необходимо воспевать Её как Матерь нашего Спасителя.

 

Чтец Тихон Антух

Литература:

1) Тихон Сысоев. Почему Богородица почитается Церковью выше, чем все святые? [Электронный ресурс] / Сысоев Т. // Портал «Фома» – Режим доступа: https://foma.ru/pochemu-bogoroditsa-pochitaetsya-tserkovyu-vyishe-chem-…. – Дата доступа: 18.09.2020.