БОГОСЛУЖЕНИЯ В СУББОТУ НЕДЕЛИ 19-Й ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ.

1

17 октября 2020 года, в субботу 19-й недели по Пятидесятнице в нашем храме была совершенна Божественная Литургия.
На Божественной Литургии читалось Евангелие апостола Луки, глава 5, стихи 17-26:
17 В один день, когда Он учил, и сидели тут фарисеи и законоучители, пришедшие из всех мест Галилеи и Иудеи и из Иерусалима, и сила Господня являлась в исцелении больных,-
18 вот, принесли некоторые на постели человека, который был расслаблен, и старались внести его в дом и положить перед Иисусом;
19 и, не найдя, где пронести его за многолюдством, влезли на верх дома и сквозь кровлю спустили его с постелью на средину пред Иисуса.
20 И Он, видя веру их, сказал человеку тому: прощаются тебе грехи твои.
21 Книжники и фарисеи начали рассуждать, говоря: кто это, который богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога?
22 Иисус, уразумев помышления их, сказал им в ответ: что’ вы помышляете в сердцах ваших?
23 Что легче сказать: прощаются тебе грехи твои, или сказать: встань и ходи?
24 Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи,- сказал Он расслабленному: тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой.
25 И он тотчас встал перед ними, взял, на чём лежал, и пошел в дом свой, славя Бога.
26 И ужас объял всех, и славили Бога и, быв исполнены страха, говорили: чудные дела видели мы ныне.

Комментарий на данный евангельский отрывок священника Стефана Домусчи.

Христу, который сидит в доме, окружённый книжниками фарисеями, приносят молодого человека, расслабленного жилами, то есть не способного ходить. Люди которые принесли его, увидели, что толпа вокруг Христа многолюдна, и просто так подойти к нему невозможно. Тогда они не смущаясь разобрали часть крыши и спустили своего друга к ногам Учителя с надеждой на то, что Он исцелит его. Конечно сложно себе представить, чтобы друзья этого юноши разбивали глиняную крышу, которая обычно покрывала дома того времени. По всей видимости, это было время праздника кущей, в который иудеи неделю жили во временных домах, в вспоминание той жизни, которую они вели во время сорокалетнего странствия в пустыне. Крыши таких домов были покрыты пальмовыми ветвями и разобрать их было не настолько сложно, как можно себе представить. И всё же это было очень дерзновенно и могло показаться дерзостью… Но Христос понимал, что это было дерзновение любви и веры… Глубокой веры в силы Спасителя, Который сможет исцелить их друга. Видя их веру, Христос обращается к юноше и говорит: «Прощаются тебе грехи твои». В этот момент, присутствующие книжники и фарисеи возмущаются в сердцах своих, потому что знают, что прощать грехи может Только Бог.

Их возмущение может показаться странным, ведь и каждый из нас может простить другого, но в этом случае они правы… мы можем прощать личные обиды, можем отпускать грехи в широком смысле слова, прощать поступки, которые совершены против нас, но здесь явно речь идёт о грехах в прямом смысле, о тех поступках, которые совершены против правды Божией.

Размышляя над этой ситуацией, мы должны понимать, что слово прощение здесь очень условно, ведь когда прощает Бог, Он не перестает сердиться или желать нам зла. Всего этого в Нём нет изначально, ни обиды, ни злобы… Прощая человека, Он исцеляет его душу… И если надо, как в сегодняшней ситуации, его тело, которое связано с душой и на котором отражаются ее недуги.

Возмущение фарисеев понятно и обоснованно, «Прощаются тебе грехи твои» может сказать только Бог. Человек от своего лица говорить такого не должен. Но Христос не только человек, в Нём обитает вся полнота Божества телесно. И поэтому их возмущение остается плодом их незнания, их духовной черствости, ведь они не желают услышать Христа. Но именно потому, что Он Бог, для Него нет разницы в том, чтобы сказать «Прощаются тебе грехи твои» или «Возьми одр твой и ходи». Эта последняя фраза так или иначе означает исцеление больного, а значит и прощение его грехов.

Но может возникнуть вопрос, почему Христос его исцелил, ведь он не проронил ни одного слова? Покаялся ли он? Готов ли он изменить свою жизнь?

Во-первых, сокрытое от нас, было совершенно известно Ему, как Богу и сердцеведцу.

И во-вторых, Он исцеляет его по вере близких! По вере тех, кто любил его, несмотря на всю его греховность. Судя по словам Христа, юноша действительно был грешником, причем таким, что это отразилось на его теле…. И все же, кроме грехов в Его жизни было нечто, что породило любовь в сердцах окружающих его людей. Любовь, ради которой они были готовы своей верой и жизнью ходатайствовать за него. Их поведение было свидетельством перемен, произошедших в его сердце. И для Христа они оказались важнее слов. Это значит, что и нам стоит помнить: когда мы молимся о ближних, наши слова значат очень много, но нередко дела любви оказываются гораздо важнее.