Наверное, каждый из нас замечал, что количество прихожан на Всенощном бдении и Литургии отличается.
Литургия практически во всех храмах характерна большим количеством людей, очередями на исповедь, Причастие и т.д, а если обратить внимание на Всенощное бдение, например, в субботу, мы заметим, что по сравнению с Литургией на Всенощном бдении намного меньше прихожан.
Однако важно помнить, что литургическая жизнь это не только лишь одна Литургия, а совокупность всех богослужений суточного круга, где сама Литургия имеет особое место. Так же нужно отметить красоту всенощного бдения, её содержательности, духовной и фактической ее насыщенности: в богослужении раскрывается и история праздника, и его значение, и смысл.
Многие из нас замечали, что на Всенощном бдении не всегда получается молиться, нас постоянно что-то отвлекает и всё кажется каким-то не естественным, не так, как на Литургии. А всё дело в том, что Всенощное бдение это наша жертва Богу, это время, когда мы должны чем-то пожертвовать перед Творцом, а Литургия это жертва Бога нам и принять жертву, как правило, намного проще. Но как ни странно, степень принятия этой жертвы от Бога зависит от того, насколько мы готовы пожертвовать Ему.
Стоит отметить, что весь строй богослужения напоминает нам о событиях божественного мироустройства, весь круг богослужений помогает нам лучше настроиться на жертву, которую Христос уготавливает в Таинстве Евхаристии.
Конечно же в мире есть ряд проблем, ситуаций, которые не могут позволить нам посетить вечернее богослужение. Все ситуации нужно тоже рассматривать конкретно, а не винить каждого человека в его отсутствии на Всенощном бдении. Если причиной отсутствия на всенощном бдении стала работа, которую нельзя отложить или же помощь ближнему, то такая причина явно оправдает человека. Но если отсутствие связано с тем, что человек решил просто провести вечер за просмотром телевизора, где показывают любимый сериал, то в таком случае человек, несомненно, грешит. Так же важно отметить, что грешит он не перед Церковью или Богом, а в первую очередь человек обкрадывает сам себя.
Ведь, если рассудить, как можно обокрасть Церковь? Даже если из храма вынесешь все иконы или материальные ценности, всё равно Церковь продолжит быть Единой, Святой, Соборной и Апостольской, ведь духовный мир – это не банк и не магазин и человек не нанесёт ущерба Церкви своим недостойным поведением, а вот внутренне человек может пострадать…
Каждому из нас необходимо помнить, что Церковь не требует от человека чего-то невозможного, она входит в положение каждого и не осуждает всех, кто отсутствовал на Всенощном бдении или на другом богослужении. Стоит только каждому задуматься, есть ли возможность присутствовать на богослужении. Если такой возможности нет по серьёзным причинам, то надо задуматься, а какую жертву я могу принести Богу вместо своего присутствия. Ведь под силу каждому уделить пару минут молитве искренней и чистой, навестить или хотя бы позвонить ближнему, который болеет и нуждается в нашей помощи, хотя бы моральной, которая не требует от человека чего-то непосильного ему. Но, конечно же, стоит распределить свой день так, чтобы поприсутствовать на вечернем богослужении и помолиться в доме Божием и сосредоточиться на духовном размышлении.
Хорошо сказал Господь: «где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Матф. 6:21). Надо стремиться, чтобы сокровище наше было никак не в кинотеатре или в гостях у друзей, подруг, а Причастие и богослужение должно стать для нас самым настоящим Сокровищем.
Таким образом нужно пересмотреть наше отношение ко Всенощному бдению, подумать насколько наши причины отсутствия актуальны и могут быть оправданы. Если же мы в момент размышления осознаем, что никаких причин и нет, то будем стараться исправиться и пожертвовать Богу то время, которое мы потратим на Всенощное бдение. Будем помнить, что Христос
распят на кресте за каждого из нас и присутствие на вечернем богослужении это лишь малость, что мы можем сделать в благодарность Богу.
Чтец Тихон Антух