ГРИГОРИЙ НИССКИЙ О ТВОРЕНИИ ЧЕЛОВЕКА

ГРИГОРИЙ НИССКИЙ

 

Учение святителя Григория о человеке очень интересное, насыщенное и разностороннее и не ограничивается лишь только сотериологией. Святитель Григорий в своих работах ставил такие вопросы, которые на протяжении многих веков оставались незатронутыми другими богословами. Впоследствии они станут интересом святоотеческой мысли. Учение о человеке тесно связано с его космологией. Григорий Нисский ставил перед собой ряд тем: 1. о времени творения человека и о назначении его; 2. об образе Божием; 3. о разделении на полы («устроении человека»); 4. о грехопадении, а в связи с этим и об искуплении и восстановлении.

Григорий Нисский в своём учении говорит нам о том, что Бог призвал человека «к познанию Себя», чтобы быть не просто творением Бога, а Его другом. Бог творит человека не для Своей выгоды, не для решения Своих проблем, а наоборот, от великой любви, чтобы сделать человека участником божественных благ. Прежде человека было создано всё, что только запланировал Бог, всё богатство мира было готово, осталось только вручить кому-то это создание для пользования. Но всё же, как случилось так, что человек был создан последним?

Рассмотрим ответ на выше поставленный вопрос Григория Нисского. Епископ Нисский в своих творениях писал, что явиться начальнику раньше, чем подчиненные, было не естественно, царя надо было показать тогда, когда готово владение. Такую мысль изложил святитель, теперь мы, узнав ответ на ранее поставленный вопрос, видим, что человек создан в конце не потому, что он оказался будто брошенным напоследок, а наоборот, чтобы войти как царь в своё владение.

Наблюдая иное создание, кроме человека, мы можем наблюдать поспешность, т.е создание вдруг, но с человеком ситуация вовсе иная, там чётко становятся вопросы о том, каким он должен быть, назначение цели, для которой он будет существовать. Власть дана человеку, чтобы быть господином своих желаний, это и есть его подобие с Богом. Бог - это Ум, Слово, Любовь, и всё это присуще Его созданию – человеку. Если взять для примера внешнее отличие человека от других существ, то в первую очередь можно обратить внимание на прямизну стана, которая является свидетелем того, что человек никто иной как владыка, среди всего созданного. Человек - это образ Бога. Но что есть этот «образ»?

Человек отличается от других созданий тем, что не земля его произвела автоматически и Бог сотворит его не через повеление ангелам, а Сам Своей рукой. Это указывает на исключительное назначение человека.

В своих творениях святитель чётко определяет наше положение в мире и даёт понять, какая задача возложена на нас самим Творцом. Во II беседе на евангельские блаженства он говорит: "Человечество образовано по точнейшему подобию Первообраза".  В беседе на Крещение Христово, он пишет, что "человек призван к приусвоению с Богом". "Человек в себе носит подражание божественному начертанию", — говорится в "Macrinia". "В человеке есть что то сродное Богу", почему ему и дано "облечься божественным естеством", дано ему "общение Божества", дано и обожиться. "Разумная природа человека пришла в бытие, чтобы богатство божественных благ не осталось втуне", — утверждает св. Григорий. Но важно помнить, что, несмотря на то, что мы разумнее других существ, мы обременены тяжестью греха и любви к страстям, которые отталкивают нас от познания Божественного. Таким образом, человек является одновременно и великим и малым, который одарён достоинствами и одновременно ничтожен.

Самое сокровенное в человеке -  это его божественный образ. Согласно Григорию Нисскому, если нельзя понять Первообраз, то и человека как образ Первообраза понять невозможно. Но человеку необходимо посмотреть внутрь себя, в мир собственной души. Через внутреннее самоуглубление человеку открывается "некое устроение страшное и неудобообъяснимое, содержащее в себе изображение многих сокровенных тайн Божиих".

Святитель отмечает один интересный момент. Если духовное начало есть образ Божий, то почему, к примеру, такие духовные существа как ангелы не именуются «по образу»? Здесь важно рассматривать образ Божий в очень широком смысле и смотреть не только на духовный образ жизни. По словам святителя,"человек стяжал вовсе не один какой-то образ и подобие, но и второй, изображая как бы в некоем зерцале и прикровенном начертании, прообразующем, конечно, а не природном, тайну Триипостасного Божества; да и не только это, но еще и ясно начертывая вочеловечение Единого от Св. Троицы Бога Слова".

Какую тайну Триипостасного Божества нашёл в человеке Григорий Нисский?  Догмат о Святой Троице непознаваем, мы можем лишь приблизиться к Богу, но никак не познать его. Приблизиться можем как через Божественное Откровение, так и через некоторые символические образы. Григорий Нисский предлагает следующий вариант: Св. Троица символически прообразуется в трех прародительских Ипостасях, т. е. в Адаме, Еве и их сыне. Поскольку Адам не имел тварной причины и был нерожденным, то он есть пример не имеющего причины Бога Отца, Вседержителя и Причины всего; сын, рождённый от Адама, является образом рождённого Сына; Ева, происшедшая от Адама, символизирует Святого Духа; в то время как их сын имеет среди всех людей настоящих рожденных сынов, братьев, подобных ему, ибо oн образ и примерное подобие Христа, рожденного Сына.

Григорий Нисский неоднократно призывает нас к одному очень важному действию в нашей жизни, он просит нас «погрузиться в самого себя», посмотреть в свою душу, рассмотреть, как она устроена, и только после этого мы поймём самого себя, созданным по образу и подобию Божию. Наша бессмертная душа является образом непознаваемого и бессмертного Бога. Всё, что не дано познанию нашего разума, то, что мы не сможем понять никогда в своей жизни, есть ничто иное как образ Божий.

Существует и второй смысл выражения «по образу». Образ Бога в человеке рассматривается в трихотомическом устроении внутреннего состава: душа, её разумное слово и ум, который можно назвать духом. Душаточно так же, как и Бог, является не рождённой и не имеет причины, в то время как разумное слово является не не рождённым, а рождается из неё неизреченно и неведомо; ум же не-рождён и имеет причину, то есть не беспричинен, а совершенно исходит и приближается к образу и подобию Святого и исходящего Духа.

Есть так же третий смысл выражения «по образу и подобию». Остановимся на нём подробнее. Св. Григорий смысл этого выражения усматривает в трёхчастном строении самой души. У каждой души есть три способности, такие как: вожделение, разумение и раздражение Вожделение помогает душе соприкоснуться с любовью Божией, разумная способность помогает постичь Божию Премудрость, а гнев служит помощью в борьбе против злых духов. Таким образом, чтобы познать образ и подобие Божие, человеку нужно вникнуть в свою душу и рассмотреть её.

Обратимся к рассмотрению различий «образа» от «подобия». Св. Григорий в своем определении христианства говорил, что уподобление Богу должно быть в меру человеческого естества, в этом и есть наше подобие Богу, чтобы наша душа хоть чуть-чуть уподобилась Богу.

В момент создания человека было два «совета»: один по образу, другой по подобию. Человек создан по образу, но для подобия ему дана только сила, мы являемся некими работниками в уподоблении Богу. Таким образом, «по подобию» - это возможность каждого человека стать христианином, а «по образу» - это наше разумное бытие.

Если принять во внимание тот факт, что человек грешен, то его подобие может увеличиваться и уменьшаться по отношению к Богу, словно зеркало, которое может как просветляться, так и затмеваться, важно лишь вовремя просить прощения о своих грехах и с каждым днём становиться всё ближе и ближе к Творцу своими добрыми делами и молитвой.

В создании человека, исходя из толкования библейского повествования о творении человека, св. Григорий различает два момента. В первой главе 27 стихе книги Бытия мы видим двукратное «сотворил»: "сотворил Бог человека, по образу Божию сотворил его: мужа и жену сотворил их". Это даёт святителю повод говорить о двух моментах, которые он не отделяет хронологически. Это два устроения, одно из них уподобляется естеству Божественному, а другое разделяемое на разные полы. «Сотворил Бог человека» указывает на всё человечество, и имя Адам даётся не как какому-то одному человеку, а как всему роду, и «образ Божий» распространяется ведь не только на Адама, а на весь род человеческий. Таким образом естество, которое было у первых людей, распространится и на последнего и будет как некий образ Сущего.

Деление на два пола является также отдельным замыслом Божиим, Творец заранее предусмотрел возможность отпадения человека от высокого состояния и прямого общения с Богом и ангелами в низшее состояние, и то, что полнота рода человеческого будет через рождение. Св. Григорий считал, что не было бы закона супружества без греха. Бог предопределил количество рождённых людей и когда количество дойдёт до максимума, то закончится как и такой способ рождения, так и закончится время.

 

Чтец Тихон Антух